Печать

С 28 по 31 августа 2020 года в Севастополе в рамках Международной историко-патриотической программы «Неделя памяти» - проекта «Крымской Евразийской школы содружества» - состоялась конференция «Верность памяти Защитников Отечества: сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне» (далее – Конференция). Конференция проводилась с целью сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., объединения усилий по патриотическому воспитанию молодежи и противодействию фальсификации истории.

К участию в рамках профессионального обсуждения были приглашены научные работники, сотрудники архивов, музеев, библиотек, поисковых организаций, преподаватели вузов и учреждений среднего профессионального образования, аспиранты и студенты, общественные деятели.

Организатором Конференции выступило Севастопольское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» и Представительство Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии» в городе Севастополе.

Делегаты конференции в своих выступлениях обсудили:

- исторические сюжеты, связанные с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов;

- проблему сохранения воинских захоронений и памятных мест Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

- проблему фальсификации исторических фактов о Второй мировой войне как способе манипуляции общественным сознанием;

- педагогические технологии, позволяющие наиболее эффективно передавать подрастающему поколению память о Великой Отечественной войне.

Участники Конференции констатировали тот факт, что в настоящее время в стране отсутствует единая система по противодействию искажению и фальсификации отечественной истории, и это наносит ущерб национальным интересам России. В ходе обсуждения проявилось единство мнений относительно необходимости дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере воспитания молодежи, что является залогом не только эффективного усвоения молодыми людьми знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, но и формирования эмоциональной сопричастности.

В ходе обсуждений была актуализирована задача дальнейшего развития более тесного взаимодействия преподавательских коллективов образовательных учреждений разных уровней, архивов, музеев, библиотек, поисковых организаций в деле формирования у молодого поколения интереса к Великой Отечественной войне как одному из ключевых событий в исторической памяти нашего народа; совместно сохранять и передавать правду о Войне, и вкладе Советского Союза в общую Победу над врагом; доводить до осознания молодежью смысла этой Победы.

Подводя итоги, участники конференции:

  1. Обозначили опасность существующей в настоящее время в нашем государстве тенденции планомерного сокращения аудиторных часов дисциплин социально-гуманитарного модуля в пользу профильных дисциплин. Гуманитарное знание выступает составляющей фундаментального образования, формирующего не узко подготовленного профессионала, но личность с широким взглядом на природу, мир, человека. Одним из центральных элементов стратегии развития высшего образования в Российской Федерации должно стать усиление социально-гуманитарной составляющей в организации учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами. На основании этого должно быть кардинально пересмотрено отношение к преподаванию истории, не только в части пополнения багажа преподавателя новым методическим инструментарием, но и элементарным увеличением количества часов, отводимых студентам и преподавателю на освоение дисциплины. История является фундаментом для формирования мировоззрения человека, его нравственных ориентиров, принадлежности к нации, народу. Именно история позволяет личности, находящейся в процессе становления, выбрать правильные жизненные ценности и установки и осознать свою ответственность за судьбу страны.
  2. Рекомендовали ввиду незначительного количества аудиторных часов на преподавание Великой Отечественной войны в образовательных учреждениях, расширять знакомство с этим ключевым в нашей истории периодом посредством воспитательной внеаудиторной работы. Более активно использовать историческое наследие, связанное с участием советского народа и Победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в воспитательной работе. В качестве объектов изучения рассматривать человечность на Войне, любовь к Родине и товарищам, дружбу, героизм.
  3. Обозначили необходимость дальнейшего совершенствования и расширения государственной политики по сохранению и увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в качестве фактора идейно-нравственного воспитания молодежи;
  4. Высоко оценили обучающий и воспитательный потенциал Всероссийского проекта «Бессмертный полк фронтовых писем», в связи с чем поддержали предложение ходатайствовать перед Губернатором города Севастополя о: 1) финансовой поддержке этого проекта в части организации сайта с целью расширения масштабов реализации проекта на постсоветском пространстве; 2) содействии вовлечь в реализацию этого проекта историко-краеведческие музеи г.Севастополя в части предоставления для работы учащимся школ хранящихся в музеях писем времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
  5. Рекомендовали применение в гражданских образовательных учреждениях опыта работы военного ведомства по созданию и реализации на практике системы непрерывного военно-исторического образования, способствующего формированию знаний в области военной истории. В частности, ежегодно проводить межшкольные и межвузовские олимпиады по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; военно-исторические диктанты (ко Дню защитника Отечества и Дню Победы); организовывать исторические общества в школах и вузах; организовывать и проводить военно-исторические поездки по местам боевой славы, межшкольные и межвузовские конференции, на которых отечественные ученые будут доводить до широкой общественности государственную точку зрения по основным событиям отечественной истории в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.
  6. Были едины во мнении, что общесоветское сознание явилось одним из факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В настоящее время требуется формирование российской идентичности, и для достижения этой долгосрочной цели необходимо провести анализ государственной идеологии советского периода истории нашего государства, выделить и применить в современных условиях рациональные подходы, в частности, нацеленность на формирование общности, коллективизма и общеевразийского патриотизма. Как сохранение общности народов России и бывших республик СССР, равно как и других стран Евразии, вместе сражавшихся за Победу над фашизмом и японским милитаризмом.
  7. Рекомендовали более активно в повседневной жизни посредством всего спектра современных средств донесения информации просвещать население относительно вклада нашего государства в науку, в культуру. Это необходимо для формирования общегражданской идентичности – способности отвечать на вопрос: «Кто я есть по отношению к другому?»; появлению чувства гордости за свою страну. В этом контексте для широкой общественности в разных форматах донесения информации раскрывать суть подвига Защитников Отечества и смысл Великой Победы 1945 года.
  8. Рекомендовали при обнародовании новых данных о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, особенно для молодежной аудитории, учитывать контекст подачи материала, помнить о воспитательной функции этой информации; Великая Отечественная война – это страница гордости в нашем историческом создании.
  9. Рекомендовали осмыслить и рационально применить к современным условиям в рамках государственной политики советский опыт воспитания молодого поколения. В частности, использовать содержание, формы и методы политического воспитания в СССР, предложенные советским педагогом А.С.Макаренко. Сущность политического воспитания в любом обществе и государстве состоит в формировании и развитии определенного отношения индивида к политической системе и в обеспечении такой степени вовлеченности человека в политические отношения (в настоящем и/или будущем), которая желательна с точки зрения общественно-политической силы, выступающей субъектом политического воспитания. Политическое воспитание призвано гармонизировать отношения между личностью и обществом посредством привития любви к Родине, уважения к её истории, что отвечает стратегическим интересам нашего государства на современном этапе. В ныне действующей Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркнуто, что в условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция. Стратегия призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения.
  10. Исходя из содержания пункта 9 данной Резолюции, рекомендовали включить в «памятки» для педагогов и воспитателей, работающих с молодежью, следующие наставления в сфере воспитания:

- видеть в нынешних детях, в первую очередь, граждан Российской Федерации, от будущей деятельности которых зависит будущее нашей страны;

- в повседневной педагогической и воспитательной работе формировать у молодежи набор этических представлений, направленных на консолидацию не только ученических коллективов, но и на консолидацию всего российского общества: уважение друг к другу, взывание к лучшим качествам; необходимость быть честным, работоспособным, внимательным и вдумчивым в каждой специальности; чувство долга, понимаемое как осознание своих обязанностей по отношению к коллективу; ответственность (служебная, деловая, юридическая); дисциплина (в понимании не как запрет, а как дисциплина движения вперед и преодоления препятствий, в особенности таких препятствий, которые заключаются в людях); осуждение лени; формирование философии созидателей в труде, а не потребителей, формирование творческого отношения к любому делу, которым занимаешься (учеба, затем – работа); честность по отношению к коллективу, добросовестность в исполнении поручений; общественная активность с целью внесения позитивный вклад в развитие коллектива как норма жизни;

- формировать уважительное отношение к властям; выучить наизусть гимн нашей страны; заложить стремление стать достойными гражданами Российской Федерации, своим трудом внести позитивный вклад в её развитие;

- составить перечень и планово, регулярно знакомить молодежь с памятниками, захоронениями и памятными местами Родного края, связанными с Великой Отечественной войной 1941-1945 годов и другими значимыми для нашей страны периодами истории; в целом, в повседневной работе формировать познавательный интерес к прошлому нашего государства; вовлекать в эту работу родителей;

- в повседневной педагогической работе формировать у молодых людей желание иметь широкий кругозор, уметь размышлять, мыслить системно; привлекать родителей к этому направлению развития детей;

- способствовать укреплению школьных и студенческих коллективов в противовес идеологии индивидуализма;

- вовлекать учащихся в заботу, уход за памятниками, захоронениями, памятными местами.

  1. Рекомендовали использовать материалы о судьбах детей и подростков, пострадавших от нацизма, в работе со студенческой молодежью;
  2. Рекомендовали активно реализовывать такую форму работы, как фотовыставки, посвященные памятникам Великой Отечественной войны, захоронениям, памятным местам; подготовка учащимися экскурсий по фотовыставкам.
  3. Рекомендовали стимулировать и поддерживать живой детский и юношеский интерес к изучению событий Великой Отечественной войны, направлять на стезю патриотического самовоспитания, вовлекать в этот процесс родителей.
  4. Поддержали предложение ходатайствовать перед учреждениями, осуществляющими подготовку дипломатического корпуса, направить международную миссию, в том числе на охрану культурного наследия, связанного с Великой Отечественной войной, Победой советского народа в ней. Особо пристальное внимание обратить на плачевное состояние памятников, воинских захоронений и памятных мест в государствах Прибалтики.

 

УТВЕРЖДЕНА УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ.