С 1 по 3 сентября 2020 года в Севастополе в рамках Международной историко-патриотической программы «Неделя памяти» - проекта «Крымской Евразийской школы содружества» - состоялась культурно-просветительная конференция «Наследие Великой Победы – гордость потомков» (далее – Конференция). Конференция проводилась с целью сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., противодействию фальсификации истории.
Организатором Конференции выступило Севастопольское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» и Представительство Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии». В Конференции приняли участие научные работники, сотрудники архивов, музеев, преподаватели, аспиранты и студенты, школьники.
В рамках Конференции в режиме видеосвязи состоялся Международный молодежный Круглый стол «Вклад народов Евразии в Великую Победу», инициированный Молодежной Ассамблеей народов Евразии. В прямом эфире прошло общение участников конференции в Севастополе с представителями молодежного движения из других субъектов Российской Федерации, Казахстана,Турции, Афганистана, Киргизии и Туркменистана.
На Конференции также прошло награждение победителей и участников конкурса исследовательских работ «Великая Победа 1945 года – гордость потомков», посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., организованного и проведенного Севастопольским региональным отделением Ассамблеи народов России в рамках проекта «Крымская Евразийская школа содружества».
Участники Конференции приняли участие и во Второй Международной научно-практической конференции «Кино в поисках исторической правды. История и память», которая проходила в рамках XVI Севастопольского фестиваля документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе»; в открытии Международного общественного форума по сохранению памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах «Защитим правду о Победе!».
В ходе работы конференции были обсуждены следующие вопросы:
- суть подвига Защитников Отечества в 1941-1945 годах и смысл Великой Победы 1945 г.;
- роль Советского Союза во Второй мировой войне 1939-1945 гг., в Победе над фашизмом;
- события Великой Отечественной войны, результаты научных исследований;
- проблема фальсификации исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в том числе, о роли СССР во Второй мировой войне 1939-1945 гг.;
- подвиги людей в годы Великой Отечественной войны;
- вклад народов Евразии в Великую Победу;
- памятные даты и значимые события – общие для стран Евразии;
- обмен опытом по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне в Российской Федерации, во Франции, Казахстане, Турции, Туркменистане, Афганистане и Киргизии;
- сохранение памяти о Великой Отечественной войне в семьях.
В рамках обсуждений были сделаны следующие выводы:
- Память о Великой Отечественной войне – один из факторов национальной идентичности. Народ, который не чтит память своих героев, может стать никем, достойным презрения.
- Сохранение исторического наследия и культурных традиций – основополагающая движущая сила единения народов евразийского пространства.
- Победа 1945 года – общая победа народов Евразии, сближает народы Евразии. Очень важно через современные средства массовой информации продвигать правдивую информацию о Великой Отечественной войне, сохранять это общее историческое наследие.
- Молодые люди – студенты и школьники - готовы принимать участие в сохранении памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: о её событиях, героях. Они осознают суть Победы нашего народа над столь опасным национал-социализмом, в том числе роль срыва немецкого плана «Ост» - плана порабощения и уничтожения народов СССР. У молодых людей есть осознание того, что сегодняшним благополучием мы во многом обязаны тем страшным событиям, которые произошли на территории Евразии в 1940-х гг. XX столетия.
- В Российской Федерации и в других странах Евразии есть организации, которые уже ведут плодотворную работу по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне, главной целевой аудиторией которых является молодежь. Одни из наиболее активных - Молодежная Ассамблея народов Евразии и Благотворительный патриотический фонд мусульман России. Эти организации проводит мероприятия, позволяющие сохранять историческую память; выстраивают программы, направленные именно на молодых людей. Деятельность этих организаций заслуживает усиления внимания и поддержки на государственном уровне.
- Необходимо сохранять память для молодого поколения, особенно для тех детей, которые растут вдали от исторической родины.
- Патриотизм неразрывно связан с историческим прошлым, обращение к которому позволяет повышать качество культуры и образования. В этой связи крайне важным представляется нацелить молодое поколение на изучение истории своей страны, глубокое понимание тех процессов, которые проходили тогда, так как историческая память – один из факторов выстраивания благополучия в будущем. В этой связи в настоящее время крайне важно противостоять фальсификациям, которые имеются на сегодняшний момент, часто встречаются в СМИ. Молодое поколение должно выполнить миссию: сохранить факты без искажения и передать их последующему поколению также без искажения; так как часто память заканчивается на одном поколении. Достаточно одного поколения, которое не будет отдавать дань уважения и не чтить память о предках и событиях, чтобы появилась вероятность, что значимость этих событий будет принижена, и впоследствии это может разрушительно влиять на отношения народов Евразии.
- В деле сохранения исторической памяти очень важно семейное воспитание, а также крайне значима роль педагогов. Важным представляется нацеливание молодых людей именно на понимание сути событий и явлений. Например, для чего в понимании защитников нашего Отечества в 1941-1945 гг. они жертвовали своей жизнью.
Для сохранения и передачи памяти в современных реалиях крайне важно сохранять взаимодействие на уровне общественных организаций, студенческих связей; укреплять диалог молодежи из стран Евразии; объединять усилия в реализации проектов народной дипломатии, укреплять связи между представителями разных народов и разных культур. Необходимо активно использовать ресурсы государственных музеев, искать новые ракурсы подачи информации. Например, ценен опыт освещения военных событий с точки зрения физкультурников, воевавших на разных фронтах войны; взгляд со стороны дипломатов.
Участники Конференции были едины во мнении, что эффективным является вовлечение молодежи в зарекомендовавшие себя такие формы работы, как: Всероссийская акция Бессмертный полк, сбор и публикация воспоминаний ветеранов Войны, ежегодные конкурсы, уроки мужества, встречи с ветеранами, посещение памятных мест. Школам и общественным организациям необходимо активно выстраивать отношения с музеями, участвовать в музейных проектах; освещать даты, связанные с Великой Отечественной войной. Сохраняет эффективность такая форма работы, как создание школьных музеев, в которых сами учащиеся выступают экскурсоводами и организаторами мероприятий. Большим потенциалом в качестве средства гражданско-патриотического воспитания школьников обладает декоративно-прикладное искусство, кинематограф.
- С целью воспитания молодежи в духе укрепления межнационального диалога между евразийскими государствами, участники Конференции, поддержали предложение составить и издать сборник биографий участников героической обороны и освобождения Севастополя в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – выходцев из тех республик СССР, которые в настоящее время являются независимыми государствами; рабочее название сборника «Уроженцы стран Евразии – участники героической обороны и освобождения Севастополя в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
УТВЕРЖДЕНА УЧАСТНИКАМИ КОНФЕРЕНЦИИ.