Из глубины веков доносится до нас голос сподвижника Владимира Святославича — священника Илариона, который скорбит об усопшем:
«Встань, благородный муж, из своего гроба! Встань, отряси сон, потому что ты не умер, а только спишь до общего всех пробуждения! Встань, ведь ты не умер, потому что ты и не мог умереть, веруя во Христа, всего мира жизни. Отряси сон, возведи очи, чтобы видеть, какой чести господь сподобил тебя на небе и какую славу по тебе создал среди сыновей твоих.Взгляни, наконец, и на город, величеством сияющий, на церкови цветущие, на христианство растущее, взгляни на город, святыми иконами освящаемый, блистающий, овеваемый благоуханным темьяном, хвалами и божественным пением оглашаемый…
Памятник Владимиру Великому — памятник киевскому князю Владимиру Святославичу на территории Херсонеса Таврического в Севастополе.
Монумент напоминает о крещении Руси в 988 году, последовавшим за взятием Владимиром Херсонеса Таврического и заключением союзного договора с Византийской империей. Согласно древнерусской Повести временных лет, сам князь принял крещение в Корсуни (Херсонесе), в крещальне кафедрального храма.
Выделяя князя Владимира из плеяды крупных политических фигур того времени, таких, как Олег, Святослав, Ольга, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, мы акцентируем внимание именно на том переходном периоде Руси, когда языческая культура объединяемых восточных славян достигла своего расцвета. Этот расцвет был обусловлен их все более растущими экономическими и торговыми связями со странами Европы и Азии, чему способствовала и сложившаяся к тому моменту политическая система военной демократии, оказавшая благотворное влияние на развитие самобытной русской культуры, ее народного эпоса и литературы.
Князь Владимир известен в первую очередь введением христианства на Руси в 988 году. Крещение Владимира и его дружинников произошло в захваченном Корсуне. Со временем были окрещены киевляне в реке Днепр. Христианская церковь принесла на Русь свою систему внутреннего порядка (церковную иерархию), которая повлияла на формирование феодальной и государственной иерархии Руси.
Александр Невский после победы над шведами на Неве, произошедшей 15 июля 1240 года, то есть в день кончины Владимира Святославича, и объявил его своим покровителем, учредив в честь славного предка церковный праздник, приуроченный к этой дате. Однако канонизация князя Владимира как «святого» и «равноапостольного» фактически не производилась, а признавалась лишь по традиции в связи с празднованием его дня.
Исторический казус с канонизацией Владимира Святославича привлекал внимание и Н. М. Карамзина, который почел за истину называть князя Великим, а не Святым. «Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне христианства или, как повествует знаменитый арабский историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с государями византийскими решило его креститься? известно богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Был в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и — что всего ужаснее — братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные».
Открытие памятника состоялось 28 июля 1994 года в Севастополе. Авторами выступили: Архитекторы прилежащей к памятнику территории — А.Л. Шеффер и А.И. Баглей, скульптор — В.М. Клыков. Памятник сооружен на средства гражданина России Алексея Ивановича Жидкова, президента корпорации «ПетролиумМоскоу», вице-президента Славянского экономического союза. Бронзовая фигура в полный рост установлена на вертикальном постаменте из красного гранита. На голове — низкий шлем, на плечи накинут плащ. Левой рукой он придерживает миндалевидный щит с орнаментом, а правая его рука поднята вверх. Справа — четырёхконечный крест с треугольным навершием. На одной грани постамента выгравирована надпись: «Святому равноапостольному великому князю Владимиру». На противоположной стороне памятника, с задней стороны: «Сей памятник сооружен на средства гражданина России Алексея Ивановича Жидкова 28 июня 1993 года. Установлен на средства горожан Севастополя 28 июля 1994 года». Общая высота памятника — 5,2 метра, скульптуры — 3,2 метра.
Изначально памятник был временно установлен на площади у центрального входа Национального заповедника «Херсонес Таврический». Через некоторое время памятник оттуда сняли. После этого началась продолжительная полемика о новом, исторически привязанном месте, для его установки. Предлагалось несколько вариантов, среди которых: у Владимирского собора на территории Херсонеса, в сквере у собора Петра и Павла на существующем тогда постаменте снятой парковой скульптуры Максима Горького, на перекрёстке улиц Ерошенко, Древняя и Дмитрия Ульянова.
Доминирующее положение возвышенности позволяло визуально связать памятник с Херсонесом — его оборонительными стенами, центральной площадью и расположенным на ней Владимирским собором, построенным на развалинах древней церкви Святого Василия, которую традиционно связывали с крещением в Херсонесе князя Владимира.
Перед установлением памятника на перекрёстке улиц Ерошенко, Древняя и Дмитрия Ульянова Вячеслав Михайлович Клыков высказал пожелание, чтобы отведённое место перед началом строительных работ освятили. 14 марта 1994 года с благословения митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря обряд совершил настоятель Владимирского (Адмиральского) собора протоиерей Алексей (Тупиков).
Каждому из нас необходимо стремиться к тому, чтобы постоянно ощущать и осмысливать сопричастность судьбам своего народа, его истории, памятникам старины, памяти предков. «и тысяча лет, как день един» делают нас теми, чем мы должны быть — неутомимыми в добрых деяниях на счастье и благо людей.
Список использованной литературы
- В. А. Руднев «Слово о князе Владимире». – Москва «Советская Россия» - 1989.
- Н. М. Карамзин «Истории государства Российского»
- Шавшин В.Г. Каменная летопись Севастополя. — Севастополь — Киев, 2003.